Социологическое исследование «Отношение учащихся образовательных учреждений города к распространению вредных привычек и наркомании в молодёжной среде»

Статистические данные по итогам опроса учащихся МБОУСОШ №39

 

Распространённость употребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних и молодёжи на протяжении многих лет продолжает оставаться одной из ведущих социально значимых проблем нашего общества, определяющих острую социальную необходимость организации решительного и активного противодействия.

К решению данной проблемы подключаются многие организации (государственные, общественные, религиозные и т.д.). Одна из форм межведомственного сотрудничества – массовые акции, такие как ежегодно организуемая городская антинаркотическая кампания «Знать, чтобы жить».

Стало традицией сопровождать подобного рода акции опросом общественного мнения, в данном случае школьников, который позволяет выявить уровень информированности подростков по обозначенной проблеме, степень эффективности профилактической работы, а также пути её совершенствования.

Итоги исследования

Отношение учащихся к здоровому образу жизни, вредным привычкам и проблемам распространения наркомании в молодёжной среде позволяет зафиксировать следующие результаты.

  1. Большинство учащихся признают ценность собственного здоровья (84,4 %). Однако в совокупности фактически для каждого восьмого школьника здоровье не имеет первостепенной значимости в иерархии их жизненных ценностей, прежде всего, это характерно для мальчиков, десятиклассников и учащихся вечерней школы.
  2. Теоретически большинство учащихся (67,4 %) признают необходимость ведения здорового образа жизни, при этом для многих из них это скорее декларация, чем реальная жизненная установка.
  3. Наиболее важные способы сохранения и укрепления здоровья, по мнению учащихся, следующие:
  • отсутствие вредных привычек – 54,4 %;
  • частое пребывание на свежем воздухе – 52 %;
  • занятия спортом – 51,5 %;
  • подвижность, активный образ жизни – 49,8 %.
  1. Для юношей наиболее характерны активные способы укрепления собственного здоровья: занятия спортом (64,7 %), ежедневная зарядка (13,2 %). Девочки предпочитают меры предостерегающего характера: не допускают возникновения вредных привычек (59,7 %), много времени проводят на свежем воздухе (57,4 %).
  2. Интенсивность приобщения к ПАВ находится в обратной зависимости с грамотным отношением к собственному здоровью, и работу по укреплению здоровья, обучению навыкам здорового образа жизни школьники видят, прежде всего, не в материальных ресурсах (наличии денежных средств, специальных программ, различных специалистов, соответствующей литературы), а в собственном желании (74,1 %), силе воли (63,5 %) и наличии соответствующих знаний (23,9 %).
  3. Наиболее актуальными проблемами подростково-молодёжной среды учащимися признаны следующие:
  • табакокурение – 69,9 %;
  • наркомания – 59,1 %.
  • алкоголизм – 57 %;
  1. Решающим фактором формирования здорового образа жизни является отношение учащихся к распространению вредных привычек.

Три четверти опрошенных школьников (74,8 %) отрицают наличие вредных привычек, У каждого пятого они есть (19,9 %). Говоря о наличии вредных привычек в разных группах молодёжи, нужно отметить следующее: вредных привычек больше у юношей (25,3 %) и у учащихся вечерней школы (50 %).

  1. Наиболее распространённая вредная привычка среди школьников – курение (31,2 %), в вечерней школе курит абсолютное большинство обучающихся (75 %).
  2. Об употреблении некрепкого алкоголя (пиво, вино, коктейли и др.) заявили 13,4 % опрошенных, каждый четвёртый пробовал такой алкоголь, хотя и однократно, ещё 7,5 % учащихся вошли в группу потенциальных потребителей этих напитков, так как они не исключают возможности такого приобщения.

Девушек, употребляющих некрепкий алкоголь, не меньше, чем юношей (14,8 % и 11,6 % соответственно), а учащихся вечерней школы значительно больше, чем в ОО другого типа (здесь 41,7 % — употребляют, 29,2 % — пробовали).

  1. Никогда не употребляли крепкие спиртные напитки три четверти учащихся (76,2 %), однако 15,3 % респондентов в той или иной степени знакомы с крепким алкоголем, ещё 7,2 % — потенциальные потребители.

Больше всего учащихся, знакомых с крепкими спиртными напитками, выявлено в вечерней школе (70,8 %).

  1. В ходе исследования, существенных гендерных различий по употреблению никотина и алкоголя не зафиксировано, наиболее часто употребляемым напитком в молодёжной среде становится пиво. На сегодняшний день факт формирования и развития «пивного» алкоголизма современной молодёжи очевиден. Курение и употребление алкоголя существенно влияет и провоцирует молодых людей к употреблению наркотиков.
  2. Среди учащихся образовательных учреждений явно выражено антинаркотическое настроение. Большинство школьников негативно относятся к наркотикам и категорически против их употребления: 95,6 % респондентов никогда не пробовали наркотические вещества и не собираются этого делать.

По данным опроса, употребление психоактивных веществ в образовательной среде, в совокупности, составляет 1,8 % (из них 1,5 % респондентов засвидетельствовали факт однократной пробы). Ещё 1,1 % учащихся считают возможным для себя когда-то начать этим заниматься. Наиболее высокий показатель пробовавших зафиксирован в вечерней школе (8,3 %), а употребляющих —  в средних общеобразовательных школах (0,4 %).

  1. В сравнении с прошлым учебным годом количество учащихся, употребляющих психоактивные вещества, сократилось практически вдвое: с 3,9 % до 1,8 %, однако заявлять, что учащиеся ОО не находятся в зоне наркотического риска, преждевременно.
  2. Главенствующим фактором в появлении и распространении вредных привычек в молодёжной среде является пример ближайшего окружения. Это ещё раз подтверждает тезис о том, что социальный фактор (групповая идентификация, подражание сверстникам и т.п.) является одним из самых важных в приобщении молодёжи к вредным привычкам и наркомании, особенно к первой пробе психоактивных веществ.

Наличие у школьников компании, в которой распространены вредные привычки, является фактором риска для подростков и молодёжи.

В исследовании зафиксирована связь между наличием у учащихся друзей, имеющих вредные привычки, и их возникновением у самого подростка. У старшеклассников есть друзья, которые курят (56,4 %), часто пьют пиво      (15,5 %) и крепкие спиртные напитки (12,9 %), употребляют наркотические вещества (2,9 %). Большинство респондентов, заявивших, что их друзья имеют вредные привычки, отмечают и у себя наличие этих же привычек. Вероятнее всего, именно в этой категории учащейся молодёжи и может скрываться потенциал роста наркомании внутри образовательных учреждений. В этой связи ведение антинаркотической профилактической работы среди обучающихся не теряет своей актуальности.

  1. Большинство учащихся признают, что информация о вреде наркотиков и пользе здорового образа жизни существенно влияет на формирование негативного отношения к употреблению наркотиков.

Наиболее действенными каналами восприятия информации антинаркотической направленности для учащихся являются:

  • СМИ – 68,7 %;
  • школа – 60,1 %;
  • семья – 54,2 %;
  • Интернет – 45,4 %.

Необходимость в дополнительной информации по этим проблемам сохраняется в большей степени у учащихся лицеев и гимназий (10,7 %).

  1. Доминирующие мотивы к приёму наркотических веществ на протяжении ряда исследований остаются неизменными:
  • любопытство – 62,7 %;
  • влияние друзей, дворовой компании – 58,6 %;
  • стремление получить необычные ощущения – 47,7 %;
  • неприятности, разочарование в жизни – 42,5 %;
  • конфликты с родителями, неполадки в семье – 39,7 %;
  • отсутствие жизненных перспектив, интересов – 30,9 %;
  • безделье, незанятость – 29,9 %.

Таким образом, возникновение наркотического пристрастия может быть вызвано сочетанием различных факторов, как внешних (подражательство окружению, силовое воздействие, влияние рекламы и т.д.), так и внутреннего характера (личностные переживания, страхи, заниженная самооценка, неуверенность в себе и др.).

Продолжает оставаться на повестке дня и вопрос пустого времяпрепровождения, безделья, незанятости, почти каждый третий сделал акцент именно на этом факторе.

В этой связи большое значение в профилактике вредных привычек и наркомании имеет правильное и чёткое планирование массовых мероприятий, культурно-просветительской и спортивной работы с учащимися в свободное от занятий время.

Понимание причин наркотизации позволяет правильно построить работу с подростками по профилактике, направленной на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению не только физического, но также личностного и социального здоровья школьников.

  1. Более половины респондентов имеют вполне реальное представление о наркомании и её последствиях, считая это явление социально опасным. 58,1 % опрошенных учащихся считают наркоманию болезнью, а наркоманов – больными людьми. В соответствии с этим они полагают, что от наркотической зависимости можно избавиться только при длительном и серьёзном лечении под наблюдением медицинского персонала в специальных медицинских учреждениях (57,8 %). Каждый пятый участник опроса (21,3 %) считает, что наркомания неизлечима.

Такое представление учащихся о наркомании и её последствиях может быть, в том числе, и результатом целенаправленной просветительской работы.

  1. К факторам, влияющим на распространение наркотиков, учащиеся отнесли, прежде всего, недостаточный контроль со стороны правоохранительных органов (65,8 %) и равнодушие населения к этой проблеме (33,4 %).

Основные меры в борьбе с распространением наркомании, по мнению учащихся, следующие:

  • пресечение поступления наркотиков на продажу – 52,1 %;
  • действия правоохранительных органов по изъятию продаваемых наркотиков – 47,2 %;
  • пропаганда здорового образа жизни – 46,9 %.
  1. Антинаркотическая акция «Знать, чтобы жить» проводится ежегодно и уже стала традиционной.

В сравнении с 2012 годом повысился уровень информированности учащихся по вопросам организации и проведения акции (с 59,8 % до 66,4 %). Возросло количество активных участников акции (с 15,6 % до 18,9 %). Однако численность старшеклассников, не владеющих информацией по данному вопросу, несколько возросла: с 23 % в 2012 году до 33,2 % в 2014 году. Больше всего учащихся, ничего не знающих о проведении акции, выявлено среди мальчиков (36,8 %) и учащихся лицеев, гимназий (37,5 %).

Вместе с тем, о своём желании стать непосредственными участниками акции заявили 51,8 % респондентов, что практически втрое превышает реальное количество активных участников (18,9 %). Больше всего таких желающих зафиксировано среди девушек (56,5 %) и учащихся лицеев, гимназий (57,3 %). Организаторам акции в ходе дальнейшей работы необходимо учитывать эти пожелания при проведении подобного рода мероприятий.

  1. В число наиболее распространённых форм в реализации профилактической работы в образовательных учреждениях города вошли следующие:
  • беседы педагогов на соответствующие темы – 59 %;
  • классные часы по вопросам здоровья и здорового образа жизни – 54,6 %;
  • лекции с участием различных специалистов – 53,7 %;
  • оформление стендов, плакатов, стенгазет по антинаркотической тематике – 51,8 %;
  • спортивные соревнования, игры – 39,1 %.
  1. Наиболее эффективными формами профилактической работы признаны:
  • кинопоказы антинаркотической направленности – 41,7 %;
  • психологический тренинг – 40,1 %;
  • спортивные мероприятия – 33,2 %;
  • беседы педагогов по соответствующей тематике – 31,6 %.

Вместе с тем респонденты высказали и ряд замечаний по организации и проведению профилактической работы в ОО:

  • освещение уже знакомой информации – 38,9 %;
  • незаинтересованность аудитории в мероприятиях – 34,4 %;
  • утомительные лекции, переизбыток цифр в докладах – 21,2 %;
  • отсутствие наглядности, недостаток примеров из жизни – 19,2 %.
  1. Значимость профилактической работы для учащихся заключается в том, что она:
    • демонстрирует необходимость здорового образа жизни – 47,1 %;
    • даёт более глубокое осмысление проблем наркомании и вредных привычек – 37,6 %;
    • представляет новую информацию по проблеме наркомании – 37,1 %.

Таким образом, просветительско-профилактическая работа по вопросам здорового образа жизни не остаётся незамеченной в образовательных организациях города.

Читайте также: