Как заинтересовать ребёнка чтением

bts7

Чтение — очень сложный процесс. Научиться читать не так-то просто. Одно дело знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Школа учит читать долго. Но мало из этого что получается. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном.

Чтобы уметь читать, нужно делать это хорошо. Наш мозг воспринимает информацию за доли секунды, а медленное чтение препятствует, задерживает процесс восприятия. Учёные установили зависимость между скоростью чтения и успеваемостью. Ученик, который учится на четвёрки и пятёрки, читает со скоростью 120 и более слов в минуту. Поэтому заинтересованные родители просто обязаны сделать всё, чтобы их ребёнок научился читать быстро и, что более важно, видеть смысл в прочитанном.

Родителям, как никому другому известно, какие тексты предлагают авторы учебника, с которого ребёнок начинает учиться читать. Эти тексты ничего не дают ни уму, ни сердцу ребёнка. Заданий к ним вообще нет никаких.

Чтобы мы потом, лет через 6-7, не ломали голову, почему же дитя учиться не хочет, а компьютер обожает (в основном его игровую версию), поможем стать нашему человеку читателем.

Мои поиски приемлемых упражнений для собственных детей продолжались очень долго. Но, спешу вас обрадовать, благополучно закончились и принесли хорошие результаты. Приведу несколько упражнений, которые помогут заинтересовать ребёнка чтением. Тексты этих упражнений можно составить самим, выбрать из детских книг, а потом распечатать на компьютере большими разноцветными буквами.

Будем двигаться от простого к сложному.
Первое упражнение. Восстанавливаем слова в составе предложения. Инструкция ребёнку: прочитай оба предложения, определи недостающее слово.
Маша живёт недалеко от КОЛЫШ. — Недалеко от школы …………. Маша.
На улице ЛОДОХНЫЙ ветер. — Ветер на улице …………..
И тому подобное. Можно выдумывать такие предложения вместе с ребёнком. Ребёнок загадывает вам, вы — ему. Тогда кроме умения читать вы потренируете и умение писать грамотно. Плюс будете развивать творческие способности.
Потом можно усложнить это упражнение, вставляя в предложения два-три изменённых слова, а во втором предложении пропускать именно эти слова. Так труднее догадаться.

Во втором упражнении по тому же принципу работаем с текстами. Инструкция: прочитай оба текста, определи, каких слов не хватает второму. Например, текст из А.П. Чехова «Первый снег».
Недавно прошёл ВЫЙПЕР снег. В ЗДУВОХЕ пахло снегом. Под ГАНОМИ мягко хрустел снег. Земля, РЫКШИ, деревья на бульварах — всё было мягко, бело, молодо. И от этого дома выглядели иначе, чем ЧЕВАР.

Первый ……. прошёл недавно. Снегом ……. в воздухе. Снег мягко ….. под ногами. Крыши, земля, деревья на …… — всё было бело, молодо, мягко. И …… от этого выглядели иначе, чем вчера.
Усложнить текст можно точно так же, как в предыдущем упражнении, постепенно переходя к полностью «испорченному» тексту.

Третье упражнение для тех, кто любит математику. Сложение, вычитание и буквы. Начинаем с простейших.
МО+РО+ЗА-А= ?УР+К-Р+ОЛ=?ЯМ+ГУ-МУ+ОДА=Я…О…А
Дальше опираемся на свою и ребёнкину фантазию и творческие способности.

И напоследок четвёртое упражнение, самое простое для составления задания, но самое сложное для ребёнка. Наводим порядок в предложениях. Для этого упражнения понадобятся пословицы и поговорки. Путаем порядок слов в предложении. И собираем их снова. Можно первое слово написать с заглавной буквы.
тот и от  страшит.  Кого огонь  дыма  бежит
весну  принесла.  Вода  потекла — с гор

Некий Логан Пирсолл Смит сказал: «Страстные книгочеи никогда не одиноки в постели». Помогите же и вы своим детям не остаться одинокими, особенно в постели!