Рекомендации родителям тревожного ребенка

  • Фон общения с ребенком должен быть максимально спокойным и доброжелательным. Главный козырь взрослых – это терпение и тактичность.

  • Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы. Введите максимально щадящий оценочный режим в сферах неуспеха. Не раздражайтесь на медлительность (такие дети в силу тревожности, робости заторможены, что проявляется в замедленности моторики, пси­хических реакций).

  • Найдите любую область реальных успехов, подчеркнуто выде­ляйте в качестве чрезвычайно значимой и ценимой такую деятельность, в которой ребенок успешен, может переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрес­ти утраченную веру в себя.

  •  Не делайте за ребенка то, что он в силах сделать сам. Особое внимание уделяйте воспитанию у ребенка самостоятельности и инициативы, так как его активность невысока и он склонен делать то, что ему предложат. C этой целью используйте коллективные игры, почаще предлагая ребенку выполнение ролей, требующих принятия ка­ких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (на­пример, роль капитана корабля, врача и т. п.). Приобщайте ребенка к частым выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, роли в спектакле, танцевальные игры).

  • В быту необходимо побуждать ребенка к разностороннему общению: предложить ему к кому-то обратиться с просьбой, отдать что-либо (деньги – продавцу, телеграмму – телеграфистке и т.п.). Поначалу присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.

  • Для развития крупных движений добивайтесь повышения двигательной активности ребенка. При этом не нужно привлекать его к участию в соревновательных спортивных занятиях: неудачи могут отпугнуть его от физкультуры. Полезны физическая зарядка, шуточные, подвижные игры.

  • За тревожностью может стоять недостаток эмоциональной поддержки со стороны окружающих. Поэтому в первую очередь необходимо создать дома и в группе атмосферу непосредственно-эмоционального общения, взаимопонимания, доверительности, которая снимет у ребенка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит ему свободно проявлять свое собственное «Я». Очень много зависит от родителей: если ребенок будет уверен в их любви и поддержке, если дом будет для него безопас­ным островом, а родители, независимо от его успехов, будут продолжать верить в него — он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.