Адаптация пятиклассника

Наиболее сложным для пятиклассника является переход от одного, привычного учителя, к взаимодействию с несколькими предметниками. Ломаются привычные стереотипы, самооценка ребёнка — ведь теперь его будет оценивать не один педагог, а несколько. Хорошо, если действия учителей согласованы и детям будет несложно привыкнуть к новой системе взаимоотношений, к разнообразию требований по разным предметам. Замечательно, если учитель начальной школы подробно рассказал классному руководителю об особенностях того или иного ребёнка. Но так происходит не во всех школах. Поэтому задача родителей на данном этапе – познакомиться со всеми учителями, которые будут работать в вашем классе, попытаться вникнуть в тот круг вопросов, которые могут вызвать затруднения у детей этого возраста как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Чем больше информации вы получите на этом этапе, тем легче вам будет помочь своему ребёнку.

Какие «плюсы» несёт в себе переход из начальной школы в среднюю? Что даёт в психологическом плане это развитию личности ребёнка? Прежде всего — дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать своё поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются.

В то же время основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности. Многие родители жалуются на то, что ребёнок не хочет учиться, что он «скатился» на «тройки» и его ничего не волнует. Волнует, да ещё и как! Но – действительно, не учёба. Подростковый возраст связан, прежде всего, с интенсивным расширением контактов, с обретением своего «Я» в социальном плане, дети осваивают окружающую действительность ЗА порогом класса и школы. А потому задача родителей — помочь в этом сложном деле. Хорошо бы больше знакомиться с друзьями вашего ребёнка, приглашать их в дом, интересоваться увлечениями и ценностями подростков. В этом возрасте в классах обычно формируются отдельные группки по интересам. К какой из них тянется ваш ребёнок? Почему?

Конечно, обязательно надо контролировать ребёнка, особенно в первые два месяца обучения в средней школе. Но всё же, ни в коем случае не смешивать понятия «хороший ученик» и «хороший человек», не оценивать личные достижения подростка лишь достижениями в учёбе. Если у ребёнка возникли проблемы с успеваемостью и ему сложно поддерживать ее на привычном уровне, попробуйте дать ему возможность в этот период проявить себя в чем-то другом. В чем-то таком, чем он мог бы гордиться перед друзьями. Сильная зацикленность на учебных проблемах, провоцирование скандалов, связанный с «двойками» в большинстве случаев приводит к отчуждению подростка и лишь ухудшает ваши взаимоотношения.

Ещё одной особенностью детей 10-11 лет является их возросшая степень самостоятельности. С одной стороны, это хорошо, так как многое ребёнок делает сам и не нуждаётся в вашей помощи, особенно в бытовом плане. Но именно эта уверенность в себе позволяет детям идти на эксперименты, иногда опасные для жизни и здоровья. В этом возрасте многие дети пробуют наркотики (в том числе и курение), у них появляются сомнительные знакомства. Именно в этот период (а переход из начальной школы в среднюю подходит как нельзя лучше!) хорошо бы так спланировать свободное время подростка, чтобы у него не осталось времени на «глупости» и бесцельное времяпрепровождение. Постарайтесь ВМЕСТЕ подумать, какие кружки (или студии, факультативы) хотел бы посещать ребёнок, кто из друзей мог бы составить ему компанию.

Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения. Спокойствие домашней жизни поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

Признаки дезадаптации:

— усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. — нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. — стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. — нежелания выполнять домашние задания. — негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. — жалобы на те или иные события, связанные со школой. — беспокойный сон. — трудности утреннего пробуждения, вялость. — постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь?

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несёт ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.
  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.
  • Поддерживать можно посредством: отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово). высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идёт хорошо» и т.д.). прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.). совместных действий (сидёть, стоять рядом и т.д.). выражение лица (улыбка, кивок, смех).

Таким образом, успешность прохождения образовательной траектории ребёнка напрямую зависит от того, каким способом родители и другие члены семьи помогают ему в этом важном деле.